К реализации научного проекта по гранту РФФИ «Изучение самосознания жителей территории в самоописаниях и реакциях на вербальные стимулы» приступила команда проекта «Енисейская Россия».
О первых результатах исследований рассказывает руководитель экспедиции, заведующий кафедрой общественных связей СибГУ им. М.Ф. Решетнёва Алексей Валерианович Михайлов.
Уникальный проект
— Алексей Валерианович, на чем строится Ваш научный интерес к проблематике данного исследования?
После окончания Чувашского госуниверситета я учился в Ленинградском университете, стал стажером-исследователем, а затем учился в аспирантуре на кафедре русского языка, которой руководил профессор Владимир Викторович Колесов, известный исследователь русской ментальности. Меня тянуло к древней русской письменности, древнерусским текстам, теме развития русской ментальности. У меня уже был в то время опыт фольклорной и диалектологической практик.
В начале 1980-х очень сильное впечатление на меня, будущего филолога, оказали исследования в островном русском селе Сиява в Порецком районе Республики Чувашия, куда русские были переселены по указу Екатерины II еще в 18 веке. Очень интересно, что в таких островных территориях язык и традиционная культура сохраняются почти неизменными в течение многих столетий.
В Красноярском крае, например, тоже есть такие островные населенные пункты, и русские, и украинские, и литовские, и польские… Самое известное в России — село Русское Устье в Якутии, которое было открыто для мира исследователей ссыльным эсером В.М. Зензиновым в начале 20 века. Он сделал очень полезное дело для науки — описал культуру этого села, которое находится на реке Индигирка при впадении ее в Северный ледовитый океан. Консервация культуры и языка представляет собой уникальное явление.
Проект по исследованию мировосприятия жителей северных и центральных районов Красноярья вырос у меня из многих экспедиций, которые мы проводили в 1990-ые годы по среднему течению реки Енисей, которая протянулась на 4 тысячи километров. Тогда мы работали в поселках Бор, Верещагино, Верхне-Имбацкое, Бахта, Курейка. У местных переселенцев и сегодня сохраняются многие особенности так называемых вторичных говоров, и мы видим волны старожильческие и несколько новых волн, а также взаимодействие с другими языками и культурами других народов. Это богатейший материал для изучения.
Мы настойчиво подавали заявки в РФФИ на проведение интересующего нас исследования и, наконец, выиграли грант. Эта программа долгосрочная, мы участвовали в конкурсе, который предполагает заявки на двухгодичные проекты. Если по итогам первого года реализации наш отчет получит поддержку, он будет иметь развитие. Конечно, мы рассчитываем на успешное продолжение сотрудничества с фондом, реализацию и других наших замыслов.
Потому-что мы — команда!
— Расскажите о команде исследователей?
В заявке по этому проекту было указано, что два заявителя, я и доцент Татьяна Витальевна Михайлова, предполагают кооперацию с исследовательскими коллективами, которые будут участвовать и в полевых исследованиях, и в интерпретации и обработке результатов, а также в подготовке представления результатов в форме словника на двести словарных статей и, собственно, в подготовке научных статей для публикации в ведущих журналах.
В этом проекте по нашему приглашению участвует Светлана Викторовна Ускова, кандидат филологических наук, заместитель директора института социального инжиниринга. В проекте задействована и Елена Александровна Чижова, доцент кафедры общественных связей, кандидат социологических наук, поскольку будет собрано много социологических данных, которые требуется исследовать профессионально.
Ещё одним условием является задача воспитания нового научного поколения. Для подготовки пиарщика-коммуникатора важна работа с данными, которые мы получаем непосредственно от информаторов из разных социальных слоев, на разных территориях, информация, которую можно получить непосредственно в поле. Мы решили, что команда из троих студентов нашего института — Александра Горошевского, Дарьи Дзениш и Антона Тишакова — может нам помочь.
Мы пригласили также Ольгу Левштанову, магистрантку Санкт-Петербургского госуниверситета, нашу выпускницу 2019 года. Что важно: Ольга родом из Хатанги, долганка по национальности. Кроме того, что Ольге интересно посмотреть те места, в которых живут представители долган, для экспедиции это было тактически правильное решение. Впоследствии присутствие среди нас Ольги Левштановой и ее работа оказались очень полезными для дела.
Привлечённые нами студенты доказали, что умеют работать в команде, могут взаимодействовать со своими «взрослыми» коллегами-исследователями (у нас даже такой термин появился). У каждого из ребят уже до экспедиции было по несколько научных и публицистических публикаций, был опыт выступлений на международных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Например, Александр Горошевский и его команда являются победителями ряда конкурсов со своими оригинальными коммуникационными проектами.
Я считаю, что наш проект может быть некоей ступенью для дальнейшего развития, в том числе творческого, научного и личностного — для этих студентов.
Жаль, что не удается привлечь большее количество молодых исследователей. Думаю, буду поднимать вопрос, чтобы практика студентов проходила примерно в таких же форматах, как эта экспедиция. Для каждого молодого человека столкновение с другой социальной реальностью было бы полезно.